Богатырь русской музыки: история и творчество

Известные химики

Создание Второй симфонии. Начало работы над оперой «Князь Игорь».

Успех Первой симфонии вызвал у Бородина новый подъем творческих сил. Он сразу же приступил к сочинению Второй («Богатырской») симфонии (си минор). Одновременно по просьбе Бородина Стасов нашел ему новый сюжет для оперы — «Слово о полку Игореве»

Это предложение вызвало восторг у композитора, и в том же 1869 году он принялся за оперу «Князь Игорь».В 1872 году внимание Бородина было отвлечено новым замыслом. Театральная дирекция заказала ему вместе с Мусоргским, Римским-Корсаковым и Кюи написать оперу-балет «Млада» на сюжет, навеянный преданиями древних западных славян

Бородин сочинил четвертое действие «Млады», но опера не была закончена ее авторами, и через некоторое время композитор вернулся к симфонии, а затем также к «Князю Игорю».Работа над Второй симфонией продолжалась семь лет и была завершена лишь в 1876 году. Медленно подвигалась вперед и опера. Главной причиной этого являлась необычайная занятость Бородина научной, педагогической и общественной деятельностью.В 70-х годах Бородин продолжил свои оригинальные химические исследования, которые подготовили успехи современной науки в области создания пластмасс. Он выступал на международных химических конгрессах, опубликовал ряд ценных научных работ. В истории русской химии он занимает выдающееся место, как передовой ученый-материалист, видный соратник Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова.Много сил отнимало у Бородина преподавание в Медико-хирургической академии. К своим педагогическим обязанностям он относился поистине самоотверженно. Горячо, по-отечески заботился он о студентах, использовал все возможности для помощи им и даже спасал при необходимости революционную молодежь от полиции. Его отзывчивость, благожелательность, любовь к людям и простота в обращении привлекали к нему горячие симпатии окружающих.Подлинную заинтересованность Бородин проявил и в своей общественной деятельности. Он явился одним из организаторов и педагогов первого в России высшего учебного заведения для женщин — Женских врачебных курсов. Бородин смело защищал это передовое начинание от преследований царского правительства и нападок реакционных кругов. В начале 70-х годов он принял участие в издании журнала «Знание», в котором велась пропаганда материалистического учения и демократических идей.Разнообразные занятия Бородина почти не оставляли ему времени для сочинения музыки. Домашняя обстановка из-за болезни жены и неустроенности быта также не благоприятствовала музыкальному творчеству. В результате Бородин мог работать над своими музыкальными произведениями лишь урывками.«Дни, недели, месяцы, зимы проходят при условиях, не позволяющих и думать о серьезном занятии музыкою,— писал он в 1876 году.—… Некогда одуматься, перестроить себя на музыкальный лад, без чего творчество в большой вещи, как опера, немыслимо. Для такого настроения у меня имеется в распоряжении только часть лета. Зимою я могу писать музыку, только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но все-таки могу кое-чем заниматься. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни».Музыкальные друзья Бородина не раз сетовали на то, что «множество дел по профессуре и женским медицинским курсам вечно мешали ему» (Римский-Корсаков). В действительности Бородин-ученый не только мешал, но и помогал Бородину-композитору. Цельность мировоззрения, строгая последовательность и глубина мышления, присущие ученому, способствовали стройности и гармоничности его музыки. Научные занятия наполняли его верой в могущество разума и в прогресс человечества, укрепляли в нем уверенность в светлом будущем народа.

Литература

  • А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., текстол. ред., вступ. ст. и коммент. А. Зориной. — М.: Музыка, 1985. — 288 с.: ил., портр., нот.
  • А. П. Бородин: к столетию со дня рождения / Ю. А. Кремлев; . — Л.: Ленинградская филармония, 1934. — 87, с., портр.
  • Булычёва А. В. Тайные игры: хождение по кругам // Искусство музыки: теория и история (журнал Государственного института искусствознания). — 2014. — № 10—11. — С. 1—35.
  • Булычёва А. В. Могут ли «попевки» быть «бородинскими»? // Научный вестник Московской консерватории, 2015. — № 1. — С. 147—155.
  • Булычёва А. В., Грибанова А. Второй струнный квартет А. П. Бородина по рукописным источникам: новые сведения и новые проблемы // Научный вестник Московской консерватории. — 2016. — № 3.
  • Булычёва А. В. Бородин. — М.: Молодая гвардия, 2017. — (серия «Жизнь замечательных людей»)
  • Дианин С. А. Бородин: жизнеописание, материалы и документы / ред.: И. Ф. Бэлза, В. А. Киселев. — М.: Музгиз, 1955. — 378 с.
  • Добровенский Р. Алхимик, или Жизнь композитора Александра Бородина. — Диптих / Рига: Лиесма, 1984. — 489 с., ил.
  • Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887). — М.: Музыка, 1987. — 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы).
  • Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. — М.: Молодая гвардия, 1953. — (серия «Жизнь замечательных людей»).
    • 2-е изд.: М.: Молодая гвардия, 1957.
    • 3-е изд.: М.: Правда, 1989.
  • Письма А. П. Бородина. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. С предисловием и примечаниями С. А. Дианина. — Вып. 1—4. — М.Л., 1927—1950:
    • Вып. 1 (1857—1871). — М.: Гос. издательство, Музыкальный сектор, 1927—1928. — 420 с.
    • Вып. 2 (1872—1877). — М.: Музгиз, 1936. — 316 с.
    • Вып. 3 (1878—1882). — М.Л.: Музгиз, 1949.
    • Вып. 4 (1883—1887). — М.Л.: Музгиз, 1950. — 480 с.
  • Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество. — М.: Музыка, 1965. — 822 с.: портр. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  • Фигуровский Н. А., Соловьёв Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. — 212 с.
  • Хубов Г. А. П. Бородин. — М., 1933.
  • Alexander Borodin. Sein Leben, seine Musik, seine Schriften. / Hrsg.: E. Kuhn. — B.: Verlag Ernst Kuhn, 1992. — ISBN 3-928864-03-3
  • Vijvers Willem G. Alexander Borodin; Composer, Scientist, Educator (= Александр Бородин; композитор, учёный, преподаватель). — Amst.: The American Book Center, 2013. — ISBN 978-90-812269-0-5.
  • История русской музыки. В 10 т. Т. 6. — М.: Музыка, 1989. — 382 с.[уточнить]

Творчество Александра Порфирьевича Бородина

Опера „Князь Игорь”

В основе сюжета оперы-памятник древнерусской литературы XII века “Слово о полку Игореве”. Эту тему предложил композитору В. В. Стасов. Работая над оперой, Бородин изучал русские летописи, научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, музыку восточных народов.

Лирико-эпическая опера „Князь Игорь” во многом отличается от произведений других композиторов “Могучей кучки”. Массовые хоровые сцены, в которых участвует народ, поражают величием и монументальностью. Образ народа показан более обобщенно, он представлен сильным и спокойно-величественным. Героическую тему оперы дополняют лирические образы, символизирующие духовную красоту русского человека. Каждое из основных действующих лиц охарактеризовано несколькими сольными эпизодами.

Основная идея литературного первоисточника-призыв к объединению русских князей-сохранена и в опере. Средствами музыки выявлены два главных конфликта-между русским войском и половцами, а также между русскими князьями. Образы главных героев (князя Игоря, его жены Ярославны, половцев) представлены в увертюре. Опера обрамлена большими хоровыми сценами-Прологом и эпилогом. Содержание пролога-проводы Игоря и его войска на битву с половцами. Полон решимости и силы хор „Слава”. Колорит старины Бородин подчеркнул употреблением пентатоники.

Сцена солнечного затмения, показанная как вторжение в жизнь людей недобрых сил, изображена с помощью красочных музыкально-образных средств: хроматизмов, изысканных гармонических последовательностей, а также аккордов на степенях целотонной гаммы (подобно тому, как это сделал Глинка в сцене похищения из оперы „Руслан и Людмила”). В прологе представлена первая музыкальная характеристика Игоря. Интонации его партии мужественны и спокойны.

Пролог и первое действие — это экспозиция русского лагеря и завязка повествования. В центре I картины – образ князя Владимира Галицкого, брата Ярославны. Портрет “князя-босяка” (по определению Стасова), мечтающего о пьянстве и разгуле, обрисован в его песне.

Буйству князя Бородин противопоставил музыкальную характеристику Ярославны во II картине первого действия. Она показана и как любящая жена, и как твердая, сильная духом правительница княжества.

Второе и третье действия оперы переносят слушателей в стан половцев, где страдают в плену после неудачного боя князь Игорь и его сын Владимир. Восточные сцены оперы отличаются красочностью гармоний и богатством музыкальных характеристик. Один из самых известных фрагментов оперы — хор и танец девушек-невольниц.

Одна из центральных сцен всей оперы — Ария Игоря из второго действия. Главный герой охарактеризован в ней наиболее полно и разносторонне. Ария написана в трехчастной форме с речитативным вступлением и окончанием. Основная героическая тема арии-мужественная, волевая, в ней звучит стремление к борьбе и воле.

Светлая лирическая средняя часть арии, обращенная к Ярославне, основанная на русских народно-песенных интонациях.

Четвертое действие оперы начинается арией -„плачем” Ярославны. Образ княгини здесь становится символическим, в нем обобщены страдания всей Руси, разоренной дикими ордами. Слова Плача взяты Бородиным из эпизода „Слова о полку Игореве”, наиболее близкого к народной поэзии. В мелодии слышны интонации древних народных плачей и причитаний.

Естественным продолжением плача звучит Хор поселян, подобный протяжным народным песням. Начинаясь единогласным запевом, песня постепенно обрастает выразительными подголосками, как это было свойственно исполнению песен в народе. Финальный хор, славящий вернувшегося из плена Игоря, завершает это выдающееся произведение русского оперного искусства.

Оперу” Князь Игорь ” Бородин оставил незаконченной. После смерти композитора это произведение подготовили к постановке его друзья, в частности, М. А. Римский-Корсаков.

Основные произведения

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  1. В монастыре
  2. Интермеццо
  3. Мазурка
  4. Мазурка
  5. Грёзы
  6. Серенада
  7. Ноктюрн

Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)

Произведения для оркестра

Симфония № 1 ми бемоль мажор

  1. Adagio. Allegro
  2. Scherzo. Prestissimo
  3. Andante
  4. Allegro molto vivo

Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869—1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)

  1. Allegro
  2. Скерцо. Prestissimo
  3. Andante
  4. Финал. Allegro

Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)

  1. Moderato assai. Poco piu mosso
  2. Scherzo. Vivo

В Средней Азии (В степях Центральной Азии), симфонический эскиз

Камерная музыка

  • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
  • Фортепианный квинтет до минор (1862)
  • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
  • Струнное трио (1847), утрачено
  • Струнное трио (1852—1856)
  • Струнное трио (1855; неокончено)

    Andantino

  • Струнное трио (1850—1860)
  • Струнный квартет № 1 ля мажор
    • Moderato. Allegro
    • Andante con moto
    • Scherzo. Prestissimo
    • Andante. Allegro risoluto

Струнный квартет № 2 ре мажор

    • Allegro moderato
    • Scherzo. Allegro
    • Notturno. Andante
    • Finale. Andante. Vivace
  • Скерцо для струнного квартета (1882)
  • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
  • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852—1856)
  • Струнный квинтет фа мажор (1853—1854)
  • Секстет ре минор (1860—1861; сохранились только две части)

Оперы

  • Богатыри (1878)
  • Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)
  • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
  • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)

Наиболее известный номер — Половецкие пляски.

Романсы и песни

  • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
  • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
  • Из слез моих. Слова Г. Гейне
  • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Море. Баллада. Слова А. Бородина
  • Морская царевна. Слова А. Бородина
  • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
  • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
  • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Спесь. Слова А. К. Толстого
  • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
  • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
  • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
  • Что ты рано, зоренька… Песня
  • Чудный сад. Романс. Слова C. G.

Детство: химия и игра на флейте

Александр Бородин появился на свет 31 октября 1834 года в Петербурге, в Измайловском полку. На бумагах он числился сыном крепостного крестьянина Порфирия Ионовича Бородина, по факту же его батюшкой был грузинский князь Лука Гедианов. После неудачного брака он влюбился в дочь нарвского военного Авдотью Антонову. 62-летний князь забрал юную красавицу, которой ещё не было 25, в свой дом. Там и появился на свет их общий сын.

Поскольку тогда общество не признавало внебрачные связи, Гедианову пришлось записать Александра сыном своего слуги. Позже князь даст своему сыну вольную и переселит вместе с матерью в просторный четырёхэтажный особняк.

Мать Бородина была женщиной малообразованной, но умной, энергичной и со своими, очень определёнными взглядами на жизнь. Она была против обучения детей в казённых заведениях, и поэтому решила дать своему горячо любимому сыну Александру домашнее воспитание. Тот не отличался сильным здоровьем, и доктора отговаривали Авдотью Константиновну учить сына чему-либо. Но она не прислушалась к их советам: «Саша способен, ему всё так легко даётся; учиться ему нетрудно; а пока нетрудно, пусть учится».


Александр Бородин в возрасте 14 лет. (commons.wikimedia.org)

Языкам, точным наукам, рисованию и, конечно, музыке он учился вместе с другом детства Михаилом Щиглёвым, сыном преподавателя математики в Царскосельском лицее. Юноши проводили много времени вместе: в свободное от учёбы время они делали акварельные краски, лепили из мокрой бумаги и играли в четыре руки Бетховена, Гайдна и Мендельсона.

Уже в раннем возрасте Бородин проявил значительный интерес к химии. Его комната была заставлена различными химическими препаратами, ретортами и банками с кристаллическими растворами. К ним осмеливался подходить только сам мальчик, остальные боялись, как бы не случился пожар. Именно в этой импровизированной лаборатории появились на свет первые музыкальные произведения, в дальнейшем изданные Авдотьей Константиновной. В 1847 году 13-летний Бородин сочинил концерт для фортепиано и флейты — своего любимого инструмента. Вторым произведением стали вариации для двух скрипок и виолончели. Оба сочинения Александр представил вместе со своим товарищем учителю музыки, который рекомендовал писать дальше.

Rate article