Гений русской музыки: Александр Бородин

Известные химики

Безвременная смерть

Могила А. П. Бородина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Подробное описание обстоятельств его скоропостижной смерти содержится в воспоминаниях М. В. Доброславиной.

У профессоров Академии имелась давняя традиция — устраивать домашние костюмированные вечера. Александр Порфирьевич, любивший с детства танцевать, с удовольствием принимал в них самое активное участие. На масленицу 1887 года он решил порадовать гостей, представ перед ними в синих шароварах и в шерстяной красной русской рубахе. Весь вечер он лихо отплясывал, а ближе к полуночи в ходе шутливой беседы с приятелями внезапно на полуслове замолк и упал на пол. Причиной смерти стал разрыв сердца. Это случилось 27 февраля. Через два дня Бородина похоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре рядом с Модестом Мусоргским. Спустя всего четыре месяца скончалась Екатерина Сергеевна.

Слайд 10Камерная музыкаМузыка композитора Бородина преимущественно представлена камерными произведениями, он пишет

сонаты, концерты и квартеты. Он считается наряду с Чайковским основоположником

русского квартета. Его музыку отличает сочетание лиричности и эпичности, он тяготеет к размаху, активно использует традиционные мотивы русской музыки, но также тонко вписывается в западноевропейскую музыку, его считают прародителем европейского импрессионизма.Выдающиеся сочиненияКомпозитор Бородин знаменит несколькими своими творения. Его Первая симфония Es-dur, написанная в 1866 году потрясла современников своей мощью, оригинальностью и яркостью, она принесла композитору европейскую славу. Все три законченных симфонии Бородина являются жемчужинами русской музыки. Оперы композитора Бородина «Князь Игорь» и «Царская невеста» имеют мировую известность. В них он воплощает все лучшее, что есть в русской песне, создает широкие картины эпичной истории России.Творчество композитора Бородина немногочисленно, но каждое произведение – настоящий шедевр. Его музыка часто исполняется современными оркестрами. А «Князь Игорь» есть в репертуаре всех российских оперных театров.

Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

  Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский – один из первых русских композиторов-“профессионалов” – теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали “западным” композитором, в противопоставлении народным деятелям “Могучей кучки”, с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта,Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни – был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев – все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского – сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах – опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора:

“Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.”

“Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом – из разнообразия в единстве.”

“Большой талант требует большого трудолюбия.”

Цитата о композиторе:  “Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, – до такой степени я уважаю его” А.П.ЧеховИнтересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

«У меня нет ни одного помощника…»

Репин, Портрет композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина

После смерти композитора Илья Репин написал портрет-памятник маэстро. Александр Порфирьевич в полный рост, в своей любимой позе, словно в кулуарах оперы «Князь Игорь» под впечатлением того, как мастерски закончили произведение друзья по «Могучей кучке». Ему оставалось совсем чуть-чуть до ее завершения, впрочем, как и во многом другом. Он действительно не всё успел, но прожил масштабную жизнь!

«Когда в следующий раз будете слушать Бородина, вспомните…»

Автор статьи – Вадим Николаев.

Еще больше интересного о жизни Александра Бородина читайте в книге из серии «ЖЗЛ»:

«Бородин», Анна Булычева. Серия «ЖЗЛ»

P.S. Опубликовать свой материал в блоге PaintingRussia может каждый! Подробнее читайте об этом в разделе «Ваша статья на PaintingRussia«.

Интересные факты

1. рассеянность бородина

Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили:
“Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?”
Тот удивился:
“Как это куда? Домой! уже поздно, а у меня завтра лекция…”
Все рассмеялись, а хозяин вспомнил, что он у себя дома.

2. флейта бородина

Однажды Бородин со своим приятелем возвращался с вечера, на котором они тоже играли и пели. Было темно, а фонари едва мерцали. Вдруг шаги Бородина пропали, а откуда-то из-под земли вдруг раздались звуки флейты. Оказалось, что он угодил в подвал какой-то лавки и испугался за сохранность своей флейты.

3. за меня не волнуйтесь…

Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг – на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал… Вдруг какой-то странный и непонятный шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться…
– Эй! – позвал он, однако никто ему не ответил.
Бородин исчез…
Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты… Удивительным было то, что они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму…
– Александр, с тобою все в порядке? – крикнул вниз приятель.
– Пока не знаю, – отозвался молодой музыкант, – но, слава Богу, флейта, кажется, цела!

4. пора и честь знать…

Однажды вечером к Бородину в гости пожаловали друзья. Играли его произведения, ужинали, беседовали… Вечер прошел так замечательно, что никто и не заметил, как время пролетело.
Неожиданно Бородин посмотрел на часы и, ахнув, заспешил: он поднялся из-за стола, вышел в прихожую, торопливо надел пальто и принялся дружески со всеми прощаться.
Друзья были в полном недоумении.
– Куда это вы, Александр Порфирьевич?
– Будьте здоровы, милые мои, а мне, пожалуй, уже и домой пора… Засиделся я с вами, а ведь у меня завтра лекция…
И долго еще Бородин не мог понять, отчего все вокруг так хохочут.

5. ты скажи хотя бы, как тебя зовут…

Однажды Бородин с женой отправились за границу. На пограничном пункте, оставив жену на улице, Бородин зашел в комендатуру.Чиновник, проверявший паспорта, проформы ради спросил Александра Порфирьевича, как зовут его жену.
Бородин же, отличавшийся чрезвычайной рассеянностью, никак не мог вспомнить имя своей супруги… Разумеется, для человека, не знавшего Бородина, это выглядело крайне подозрительно, и чиновник уже хотел было задержать этого странного проезжего.
К счастью, в это время в помещении появилась заждавшаяся на улице жена, и, обрадовавшись от всей души, Александр Порфирьевич закричал:
– Катенька, ради Бога, как тебя зовут?..

6. ваше сиятельство!

Очень часто Бородину, профессору Медико-хирургической академии, приходилось отправляться к высокопоставленным лицам, чтобы хлопотать о ком-либо из своих студентов или коллег. При этом полагалось надевать парадный генеральский мундир, регалии. Не без юмора описывал композитор свой вид в подобных случаях:
– Стоит мне возложить на себя “амуницию”, от меня во все стороны начинает распускаться сияние, можно писать картину “Преображение”, вроде рафаэлевской; сияет воротник, сияют обшлага, сияют шестнадцать пуговиц, как звезды; сияют эполеты, как два солнца, сияет темляк, сияет околыш кепи. Одним словом, Ваше сиятельство, да и только”.

7. работать надо!

Перефразируя известную фразу, вечный труженик Бородин любил часто повторять:
– Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев – один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных “вундеркиндов”, с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и “свободное” творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой – он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам – острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в “формализме” и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы “Война и мир”, “Повесть о настоящем человеке”; балеты “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория “На страже мира”; музыка к фильмам “Александр Невский” и “Иван Грозный”; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…”

“Я – проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному”

Цитата о С.С.Прокофьеве: “… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им “девятерные” шахматы – доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Rate article